Основные принципы плоского «flat» дизайна. Flat design: почему дизайн стал плоским? Ложная ориентация на контент

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

От автора: приветствую вас, друзья! Сегодня мы поговорим о том, что такое flat design, или плоский дизайн сайтов. Термин этот уже давно покорил сердца веб-дизайнеров и уверенно держится в тренде до сих пор. Крупнейшие компании (Google, YouTube, Microsoft, Apple Inc. и т. д.) используют его для оформления своих сайтов и приложений. Вы все еще не в секте сторонников плоского дизайна сайта? Тогда мы идем к вам!

Как вы думаете, в чем причина такой бешеной популярности flat дизайна? Отвечу вам в двух словах: он реально работает! В данной статье я поясню вам, что это за стиль, расскажу о его плюсах и минусах, покажу вам несколько отличных примеров flat дизайна сайтов, которые наверняка вдохновят вас на подвиги. Итак, поехали!

Все начиналось со скевоморфизма

Для тех, кто не в курсе, скевоморфизм - это не ругательное слово, а еще один стиль веб-дизайна. Flat design часто представляют в качестве противоположности скевоморфизму, что, на мой взгляд, не совсем правильно. Это, скорее, его упрощение, чем антагонизм.

До 2010-го года скевоморфизм был доминирующим стилем в дизайне интерфейсов. Он отображал элементы такими, какими они выглядели в реальности, активно используя текстуры, тени, отражения и прочие атрибуты трехмерного изображения. Особенно старалась в этом плане компания Apple, которая тщательно срисовывала большинство софтверных объектов с реально существующих предметов.

Вскоре псевдовыпуклые иконки перестали привлекать большинство пользователей и веб-разработчиков, что положило начало эре flat дизайна сайтов. Мир пришел к выводу, что все декоративные элементы нужно убрать, а оставить лишь то, с чем удобно взаимодействовать конечному пользователю.

«Лучший дизайн - это как можно меньше дизайна»

Как в воду смотрел Дитер Рамс - известный промышленный дизайнер, выступающий против навязчивого дизайна, анимационных эффектов и т. п. В июне 2013-го года Apple Inc. представила революционную iOS 7, которая получила все атрибуты в стиле flat веб-дизайна. Однако, плоскость далеко не сразу «победила» реализм и объем.

Пользователи долго не могли забыть магию Стива Джобса и иконки, «которые хочется лизнуть». Многие даже распрощались с «убогой семеркой» и перешли на «лучезарный Android». Подливало масло в огонь и большое количество багов, присутствовавших в iOS 7, и белесый, полупрозрачный дизайн с параллаксом и анимацией в виде «сопли» при открытии приложений.

Те же, кто смирился с неизбежной реальностью и остался с «яблочной» операционкой, в конце концов, осознали, что плоский веб-дизайн не только интересно смотрится, но и привносит во все приложения порядок и единый визуальный стиль.

Плюсы и минусы плоского дизайна

К преимуществам использования этого стиля можно отнести:

ясность композиции и лаконичность визуальных средств. Отзывчивый интерфейс в стиле «ничего лишнего», благодаря чему пользователи быстрее осознают, что до них хотели донести;

акцент на хорошей типографике. Контент на первом месте, что чрезвычайно важно в современном изобилии информации;

меньший размер веб-страниц и ускорение работы сайта за счет минимального количества визуальных эффектов. Особенно это полезно при создании адаптивных версий, ведь, чем проще формы, тем легче их отображать на небольших экранах мобильных устройств.

Есть у flat веб-дизайна и недостатки:

ограничение фантазии веб-дизайнера упрощенными цветами, типографикой, иконографикой. Поэтому риск создать скучный и невыразительный сайт выше;

отсутствие трёхмерности и теней иногда не позволяет понять, кликабельный элемент или нет;

отсутствие конкретных закрепленных правил.

Если вы приняли решение использовать этот стиль на вашем сайте, поздравляю - это свидетельствует о том, что вы заботитесь об удобстве пользователей и идете в ногу со временем. Если вы только начинаете карьеру веб-дизайнера и не знаете, как правильно использовать плоский дизайн, чтобы ваш сайт выглядел актуальным, но не примитивным, воспользуйтесь следующими советами:

Забудьте о «кирпичных стенах» и ярких фонах. В плоском веб-дизайне принято использовать простые, гладкие, неяркие изображения для фона.

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

Никаких градиентов, объемных иконок, анимированных переходов и прочих спецэффектов. Все это утяжелит ваш сайт и привнесет суету - оно вам нужно?

Используйте плоские иконки с четкими контурами, добавляющие удобства и функциональности.

Используйте яркую, сочную цветовую палитру. Сейчас в тренде тона солнечного спектра: светлые желтые, розовые и зеленые. Главное, не переборщите - цветов на странице должно быть не больше 3-х.

Сосредоточьтесь на типографике. В плоском дизайне предпочтение отдается ярким, оригинальным надписям, которые создают призыв к действию и обеспечивают удобную навигацию по сайту. Здесь тоже важно не перестараться. Забудьте о «рукописных» и прочих вычурных шрифтах. Для выделения заголовков можно использовать заглавные буквы.

Не стесняйтесь использовать разнообразные геометрические формы. Квадраты, круги, линии и прочие фигуры помогут не только улучшить структуру веб-сайта, но и создать четкую иерархию, а также разделить контент. Пользователи это оценят, уж поверьте.

Максимально упростите навигационное меню и прочие элементы сайта. В качестве кнопок используйте обычные прямоугольники без теней и подсветки.

Таким образом, за прошедшие годы сайты с плоским дизайном стали стандартом, принятым абсолютно всеми. Посмотрите на большинство современных сайтов - они плоские «до мозга костей».

Напоследок, приведу обещанные примеры удачного flat дизайна, которые могут послужить вам вдохновением для создания собственных шедевров.

1. Сайт http://dunked.com.

Популярная площадка для публикации портфолио, ориентированная на представителей различных творческих профессий. Минималистический плоский веб-дизайн вызывает ощущение надежного и понятного сервиса, не отвлекающего лишними спецэффектами.

2. Интерфейс Microsoft.

Microsoft - это одна из компаний, которая сделала flat style таким популярным. Может, помните плеер Zune - конкурента iPod, который Microsoft выпустила в середине 2000-х? Так вот, дизайн этого продукта резко отличался от большинства приложений того времени, во многом благодаря крупной типографике, плоским иконкам, большим и ярким формам.

Этот интерфейс, который назвали Metro, позже перекочевал на персональные компьютеры (ОС Windows 8), интерфейс Xbox 360 и другие программные продукты Mircosoft.

3. Сайт http://www.vox.com.

Ну что, вдохновились? Долой псевдореалистичную 3D эстетику!

На этом все. Подписывайтесь, делитесь нашими статьями с друзьями в социальных сетях. Высоких вам конверсий!

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

Сегодня мы сосредоточим наше внимание на одном из самых популярных направлений современного графического дизайна, который называется флэт дизайн.

Известный художник Эдгар Дега однажды сказал: «Искусство — это не то, что вы видите, но то, что вы даете увидеть другим». Это касается и графического дизайна, который также можно определить как искусство, решающее конкретную задачу. Графический дизайн способен изменять настроение и сообщение через малейшие изменения форм и оттенков, букв и интервалов. Тенденции в этой сфере, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни, поскольку они влияют на процесс принятия решений и решения проблем представления современного продукта, а также формируют вкусы пользователей.

Сегодня термин «флэт дизайн» применяется в графике для множества целей и задач, которые имеют общие стилистические особенности. Флэт дизайн — это направление, которое нашло множество проявлений в сфере диджитал продуктов, благодаря лаконичному использованию визуальных выразительных средств.

В настоящее время этот термин широко используется как противоположность «богатому дизайну» из-за гармоничной простоты, взятой за основу этого подхода. Наиболее заметной особенностью, которая дала название этому направлению, является применение плоских (flat) двумерных визуальных деталей, в противоположность высокореалистичным и детализированным скевоморфным изображениям. Плоский дизайн активно развивается в течение последних лет, охватывая все больше и больше областей графического дизайна, которые находят широкое и разнообразное применение в области цифрового дизайна для веб-и мобильных интерфейсов. Такой подход можно рассматривать как стиль, способствующий повышению удобства использования и визуальной гармонии пользовательских интерфейсов.


История флэт дизайна

Очевидно, что флэт дизайн не появился из воздуха. Его истоком обычно считают швейцарский стиль. Швейцарский стиль, также известный под названием International Typographic Style или более коротко — международный стиль, — это направление, которое зародилось в 1920-х годах, но было встречено очень критично, а затем получило яркое перерождение в графическом дизайне в Швейцарии 1940-50-х годов, ставшим прочной основой графического дизайна середины 20-го века во всем мире. Основоположниками этого творческого движения были Йозеф Мюллер-Брокманн и Армин Хофманн.


Согласно сайту Design Is History, краткое описание ключевых особенностей этого стиля заключается в следующем: «… стиль ориентировался на простоту, удобочитаемость и объективность. Наследие этого стиля — использование шрифтов без засечек, сеток и асимметричных макетов. Также выделяется и фотографии как средства визуальной коммуникации. Основные влиятельные работы были разработаны как плакаты, которые считались наиболее эффективным средством предоставления информации».


Плакаты, представленные в качестве примеров, показывают, что приверженцам этого стиля нравились простые формы, смелые и строгие шрифты с высокой степенью удобочитаемости, геометрические комбинации деталей, плоские иллюстрации и четкая визуальная иерархия. Швейцарский дизайн быстро становился все более популярным в разных странах и получил новую жизнь в искусстве начала XXI века.

Хоть этот стиль получил множество выражений в области визуального дизайна для печати: плакаты, штампы, открытки, обложки книг, журналы и т. д., он значительно расширил свои горизонты в эпоху цифрового дизайна, особенно в области дизайна пользовательских интерфейсов.

Веб-сайты и мобильные приложения, открыли удивительную и плодотворную перспективу для этого минималистичного и функционального подхода к дизайнерским решениям. Стиль получил название «флэт дизайн», который стал сразу популярным и начал новое направление в графическом дизайне.

Первый шаг к повышению популярности плоского UI в цифровых продуктах был сделан Microsoft, это движение началось в начале 2000-х годов и широко развилось в продуктах 2010 года, в частности, в разработке мобильных интерфейсов для Windows Phone 7. Основные особенности плоского дизайна, такие как интуитивные простые формы, жирная четкая типография, яркие контрастные цвета, длинные тени, отсутствие сложных деталей и текстур, хорошо прижились. Следующий скачок популярности флэт дизайна произошел в 2013 году, когда Apple выпустила iOS 7 на основе принципов плоской графики в качестве основы для удобных интуитивно понятных интерфейсов. Можно также сказать, что некоторые ключевые принципы плоского дизайна нашли свое выражение в Material Design от Google.


Так основными особенностями плоского дизайна стали:

  • простота форм и элементов;
  • минимализм;
  • функциональность;
  • жирная и хорошо читаемая типографика;
  • четкая и строгая визуальная иерархия;
  • комбинация контрастных цветов, обеспечивающая быстрое визуальное восприятие;
  • избегание текстур, градиентов и сложных форм;
  • применение принципов сеток, геометрический подход и визуальный баланс.

Преимущества плоского дизайна

Фдат дизайн имеет ряд преимуществ, определивших его популярность и разнообразие в цифровом дизайне. Среди из наиболее значительных:

  • удобочитаемость;
  • четкая визуальная иерархия с помощью форм, цветов и шрифтов;
  • эффективная организация быстрой и интуитивно понятной навигации в веб- и мобильных интерфейсах;
  • легкая масштабируемость для адаптивного дизайна;
  • незначительная нагрузку для цифровой системы.

Со всем вышесказанным, плоский дизайн обеспечивает широкое поле для творческого поиска и стилистических концепций.


Флэт дизайн — применение на практике

Разнообразие направлений дизайна, доступных и развивающихся в наши дни, хорошо подходят для применения флэт дизайна из-за его гибкости и художественной свободы.

Даже на начальном этапе планирования общей компоновки, логики и переходов могут применяться принципы плоского дизайна. Инструменты и программное обеспечение для цифрового дизайна, используемые на этом решающем этапе, позволяют дизайнерам представить клиентам и команде единую схему всех экранов приложений или веб-страниц, и даже эта базовая схема уже имеет ключевые черты визуализации, типичные для плоского дизайна. На этом этапе он идеально подходит для быстрого и эффективного отображения дизайнерских решений, приведенных в простой монохромной схеме.


Дизайн пользовательского интерфейса

Пользовательские интерфейсы определенно стали широким и благоприятным полем для плоского дизайна. Он нашел свое развитие как в абстрактных концепциях взаимодействия с пользователем, так и во множестве оригинальных интерфейсов, иконках, элементов интерфейса и иллюстрациях.


Подобные иллюстрации обеспечивают дополнительную поддержку цифровых продуктов и, как правило, более сложны с точки зрения детализации и удовлетворения эстетических потребностей пользователей, в то же время мгновенно устанавливая связь с конкретной темой.


Печатные иллюстрации

Разнообразие целей современного флэт дизайна и его растущая популярность в цифровых продуктах также повлияли и на другие области дизайна, в частности на дизайн для печатных изделий, таких как плакаты и обложки книг, из которых, этот подход брал когда-то свое начало.

Брэндинг

В наши дни бренд-дизайн также успешно применяет принципы плоского дизайна благодаря его гибкости, поскольку многие продукты представлены на устройствах или получают цифровую поддержку в Интернете. Флэт дизайн в брендинге часто представлен в логотипах и иконках приложениях.


Все факты и преимущества, упомянутые о флэт дизайне, определенно, не означают, что этот стиль победил другие подходы к дизайну. Любой стиль и направление дизайна имеют свои преимущества и недостатки. Тем не менее, плоский дизайн открыл новые перспективы, особенно в области пользовательских решений, которые представляют гармоничный баланс красоты и функциональности.

В последнее время огромную популярность приобрел специфический стиль в оформлении сайтов и пользовательских интерфейсов, который из-за стилизации его элементов получил название Flat.

Если вы посмотрите на сайт, выполненный по правилам Flat, то вы не увидите ни градиентных переходов, ни теней, ни малейших намеков на объем и текстуры. Основные принципы flat-стиля – простота, лаконичность и минимализм. Основные отличительные черты – это те вещи, на которых можно акцентировать внимание – яркие необычные цвета, нестандартная типографика, графические примитивы.

Сегодня все больше и больше дизайнеров применяют эту тенденцию в своих работах, однако особую популярность стиль Flat получил с распространением современных мобильных операционных систем Windows Phone и iOS 7, так как они являются последователями этой тенденции, хотя и не придерживаются им полностью.

Наша компания уже имеет опыт в создании сайтов в стиле Flat, и мы с радостью поможем вам в создании flat сайта !

В этой статье мы выделим основные принципы плоского дизайна, которыми вы должны руководствоваться в том случае, если захотите использовать flat, как основной стиль своего проекта.

Ниже мы проанализируем и приведем примеры некоторых сайтов, которые используют flat-стилистику.

1. Убираем все эффекты

Основной принцип flat-дизайна – это создание двумерного изображения, которое уже само по себе является плоским. При этом нужно избавиться от всех элементов, которые могут добавлять хоть какую-то глубину изображению: градиенты, плавные переходы, тени, скосы, объем, текстуры и так далее. Все элементы рисунка имеют жесткие края и также не выделяются и не имеют глубины относительно других элементов изображения.

Во flat-дизайне вы не встретите элементы, которые пытаются выглядеть реалистично (скевоморфизм), 3D-анимацию, реалистичные пиктограммы и т.д. Однако при этом сам дизайн пытается оставаться аналогичным традиционному, но теперь на передний план выходят надписи, кнопки и навигация.

На первый взгляд сайт с применением Flat дизайна может показаться чересчур простым, хотя на самом деле этому стилю присуща четкая иерархия элементов, удобное размещение всех инструментов взаимодействия пользователя, а следовательно имеет высокий показатель юзабилити.

2. Используем простые элементы

Для достижения поставленных целей в плоском дизайне дизайнеры используют кнопки и иконки. Они должны быть максимально интуитивными и кликабельными. Как и все остальные элементы интерфейса они должны быть плоскими и простыми, без дополнительных эффектов. Также дизайнеры часто используют простые геометрические формы – прямоугольники, круги и квадраты, позволяя каждой фигуре быть отдельным объектом.

3. Сделаем акцент на типографике

Так как согласно предыдущему принципу графика в плоском дизайне является простой, то чрезвычайно важным элементом является типографика – оформление надписей. В плоском дизайне типографика наряду с кнопками выходит на передний план.

Шрифты должны быть читабельными и, конечно, соответствовать дизайну, так как при простом дизайне чрезвычайно вычурные шрифты будут выгнлядеть неуместно. Однако не стоит использовать обычные шрифты, лучше поэкспериментировать и выбрать именно тот, который привлечет внимание пользователя.

Можно рассмотреть сочетание простого шрифта без засечек с каким-либо новым шрифтом, который будет восприниматься как арт-элемент. Шрифты должны помогать дизайну быть более простым и понятным, а кнопки и другие элементы должны служить только для повышения интерактивности.

4. Привлечем внимание цветом

Чуть ли не основную роль в плоском дизайне играет цвет. Если внимательно изучить сайты, созданные на основе этой концепции, то первое, что бросается в глаза – яркая цветовая палитра. Она состоит, как правило из нескольких контрастных чистых (без оттенков) цветов, двух-трех, хотя это число может доходить и до восьми. Причем все эти цвета обычно используются в равной степени.

Наиболее популярными цветами являются первичные и вторичные цвета. То есть основные цвета (cyan, magenta, yellow, black) и полученные на основе их смешения. Также очень часто в цветом решении при создании плоского дизайна используются цвета ретро, такие, как salmon (лососевый), purple (фиолетовый) и т.д.

5. Минимализм

Плоский дизайн по своей натуре прост, и он хорошо сочетается с минималистичным подходом.

В общем дизайне сайта нужно избегать слишком больших наворотов. Конечно, простых цветов и текста может быть недостаточно. Поэтому, если вы хотите добавить визуальных эффектов, нужно выбирать простые фотографии. Некоторые сайты с предложением о продаже розничных товаров используют плоский дизайн для того, чтобы разместить свои продукты на простом не отвлекающем фоне.

Нужно отметить, что некоторые фотографии имеют природную глубину, но в целом она вписывается в общую плоскость дизайна

Что такое флэт-дизайн? Данное направление дизайна является одним из самых обсуждаемых в интернете. Если коротко, то флэт-дизайн это предельно упрощенный стиль, корни которого уходят в минимализм. Но это не совсем минимализм, так как данный стиль может принимать самые разные формы в зависимости от требований к дизайну. Чтобы лучше понять, что же собой представляет плоский (flat) дизайн, лучше пойти от обратного и определить, чем он точно не является.

Это не 3 D . Сама по себе 3D-графика позволяет получить очень реалистичные, но при этом двухмерные изображения. В отличие от 3D в плоском дизайне не уделяется большого внимания деталям, которые создают глубину и объем, таким, как тени, блики и текстуры.

Это не скевоморфизм . Флэт-дизайн появился в качестве альтернативы псевдообъемным элементам дизайна, которые имитировали реальные объекты или процессы. Скевоморфизм предполагает активное использование различных эффектов: теней, отражений, рефлексов и реалистичных текстур. Ничего этого во флэт-дизайне нет и быть не может.

Впервые о плоском дизайне заговорили в 2012-2013 годах, когда этот стиль только появился. Тренд был очень заметный и наделал много шума, так как одним из первых, кто начал развивать это направление, была компания Microsoft. Выход Windows 8 с новым интефейсом навсегда изменил дизайн и в значительной степени предопределил вектор развития веба, по крайне мере, его визуальной составляющей.

Не осталась в стороне и Apple, которая также отказалась от псевдообъемных элементов в дизайне интерфейсов своих устройств. Microsoft и Apple сформировали новую реальность, в которой сайтам с устаревшим дизайном не было места. При этом Apple поступила не так радикально, как ее вечный конкурент, и избавлялась от элементов скевоморфизма постепенно.

Сам по себе флэт-дизайн не плох и не хорош, удобным или неудобным его делают веб-дизайнеры. Но если говорить начистоту, в своих крайних проявлениях плоский дизайн выглядит не слишком эстетично. Вероятно, зона наилучшего восприятия в этом случае находится где-то посередине между плоскими и псевдообъемными элементами.

Вполне возможно, что доминирующий на протяжении нескольких последних лет тренд на предельное упрощение сменится чем-то другим. Кое-какие предпосылки к этому существуют – например, направление Material Design, созданное дизайнерами корпорации Google.

СОВМЕСТИМОСТЬ С АДАПТИВНЫМ ДИЗАЙНОМ

Отказ Microsoft и Apple от скевоморфизма в дизайне интерфейсов вызвал большие последствия. Новый стиль был практически сразу принят в качестве нового подхода к UX. С тех самых пор флэт-дизайн превратился в доминирующий тренд, который по-прежнему остается актуальным. Сегодня плоские элементы встречаются повсеместно, мы видим их на сайтах, в приложениях и на дисплеях различных устройств.

Принципы флэт-дизайна применимы к самым разным категориям проектирования, но его строгие сетки и упрощенная графика как нельзя лучше отображаются на устройствах с небольшим размером экрана.

Тренд на минимализм во многом упростил работу дизайнеров – им стало легче проектировать интерфейсы, которые корректно отображаются на любом типе устройства. В случае с псевдообъемными элементами все было не так – порой интерфейс, который потрясающе выглядел на экране десктопа, превращался в тыкву нечто невнятное на мобильном устройстве.

Одним из главных преимуществ флэт-дизайна является его масштабируемость. Плоские элементы хорошо смотрятся независимо от размера и с ними, в отличие от pixel-perfect дизайна, гораздо проще работать.

ГИБКАЯ ПЛАТФОРМА

Флэт-дизайн в своем стремлении к простоте отличается хорошей гибкостью: все элементы, как правило, созданы из однородных геометрических фигур, что упрощает создание сбалансированной компоновки, где каждый модуль или блок имеет свое место. Все элементы при этом легко различимы и, что немаловажно, во время работы их можно быстро менять местами, не нарушая изначальных установок.

Сетки также имеют гибкую структуру, которая может быть представлена во множестве конфигураций. Это позволяет дизайнерам создавать наиболее оптимальные подходы, которые наилучшим образом демонстрируют имеющийся распоряжении контент. Отсутствие ограничений и необходимости корректировать сетку в случае изменения или добавления новых элементов существенно ускоряет рабочий процесс.

ЧИТАЕМАЯ ТИПОГРАФИКА

Флэт-дизайн существенно изменил отношение дизайнеров к типографике. Новый стиль требовал иного подхода к выбору шрифтов и к качеству верстки. В результате отсутствие теней и различных эффектов сделало тексты более удобными для чтения.

Для плоского дизайна характерно широкое использование шрифтов без засечек, однако, это не акисома и серифы также могут хорошо смотреться в сочетании с плоскими элементами. Шрифты с засечками будут вполне уместны в качестве заголовка, также их можно использовать и в основном тексте, если типографика не нарушает композиционного единства.

МИНУСЫ

Может показаться, что у флэт-дизайна нет недостатков, но это не так. В своем стремлении подчеркнуть чистые линии и формы, некоторые дизайнеры попадают в ловушку: они фокусируются на эстетике и при этом забывают о юзабилити. Простой и красивый дизайн, в котором нет ничего лишнего, не всегда бывает удобным и особенно ярко проявляются такие ошибки при использовании мобильных устройств.

В плоском дизайне зачастую бывает трудно определить, какой элемент является интерактивным, а какой нет. Все одинаковое, нет явных отличий, все элементы лежат в одной плоскости. В погоне за простотой дизайнеры могут ненароком скрыть или невольно замаскировать важные особенности или действия и пользователь, не видя привычных подсказок, может потерять ориентацию на сайте.

Возьмем для примера вот этот сайт. Какие элементы в нем являются интерактивными. Все? Или только некоторые? Непонятно. Выяснить это можно только «методом тыка», но это уже лишние движения, что нежелательно.

ПОТЕРЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Для любого бренда, бизнеса или дизайн-проекта огромное значение имеет уникальность. Будь то сайт, приложение, буклет, плакат или визитка – дизайн должен быть оригинальным и хорошо узнаваемым.

Одним из недостатков флэт-дизайна является его визуальный стиль. Использование простых геометрических форм часто приводит к тому, что два совершенно разных дизайна могут оказаться очень похожими друг на друга. Дизайнеры, которые используют плоские элементы, ограничены в своих возможностях, так как у них в распоряжении не слишком большой выбор приемлемых вариантов. В последнее время в интернете можно увидеть множество сайтов-клонов, которые на самом деле клонами не являются. Это просто совпадение. Причем совпадение неприятное, так как сайт утрачивает крайне необходимую ему индивидуальность, теряясь на фоне других ресурсов с аналогичным дизайном.

Иногда доходит до смешного. Глядя на эти картинки, можно подумать, что перед нами разные разделы одного и того же приложения. Но нет, дизайнеры Марко Ла Мантиа и Симоне Липполис работали независимо друг от друга. В качестве главных элементов дизайна используются основные геометрические фигуры и белый шрифт без засечек – решение более чем логичное. Но результат плачевный – одинаковая цветовая схема напрочь лишила дизайн уникальности. И таких случаев масса.


ПОГОНЯ ЗА МОДОЙ

Плоский дизайн еще долго будет оставаться одним из самых актуальных трендов, просто потому, что он хорошо смотрится на дисплеях мобильных устройств. Но многие дизайнеры выбирают флэт не только из-за того, что он позволяет быстро решить большинство поставленных задач, но также и из-за своего стремления создать нечто современное и модное.

Однако в погоне за модой можно допустить серьезную ошибку: если бездумно следовать за всеми трендами, вполне реально забыть о полезности дизайна. Флэт может быть очень красивым, элегантным и даже изящным, но все-таки выбор дизайнера должен быть обусловлен функциональностью, а не стремлением к красоте. Порой желание «впихнуть» в дизайн что-нибудь модное только вредит, например, длинные тени, одна из самых узнаваемых фишек плоского дизайна.


Перед нами работы дизайнеров Александра Лотоцкого и Эрика Мальмскельда. Это типичные примеры использования длинных теней в дизайне. Сейчас этим никого не удивишь, но в свое время, а обе работы были созданы еще в 2013 году, когда флэт-дизайн только-только входил в моду, новый визуальный стиль был очень интересным и привлекательным. В результате появилось такое количество похожих иконок, что сегодня использование теней является шаблонным и неинтересным решением. Когда-то было модно, но уже нет. Тени как тени. Смысла в них нет никакого, никакой полезной функции они не выполняют.

НЕУДАЧНЫЙ ВЫБОР ШРИФТОВ

Каждый дизайнер мечтает создать нечто красивое и при этом функциональное. Но в погоне за эстетикой, можно сделать неудачный выбор, который повлияет на юзабилити. В качестве примера можно привести повальное увлечение тонкими и светлыми шрифтами. Такая типографика выглядит чистой и легкой, но при этом она плохо читается.

Иногда выбор тонкого шрифта бывает оправдан – например, для использования в заголовках. Но когда тем же шрифтом набирается основной текст, то зачастую прочитать его невозможно. Особенно заметны подобные ошибки на мобильных устройствах – маленький размер экрана резко снижает читаемость контента.

FLAT 2.0

В течение нескольких последних лет дизайнеры экспериментировали с плоскими элементами и привнесли во флэт-дизайн много нового. Стиль вполне сформировался и как всякий другой устоявшийся стиль, он имеет свои плюсы и минусы.

На заре своего появления флэт отличался строгой визуальной простотой, в нем не было намека на тени и структуры. Даже градиенты были не в почете, хотя они никак не противоречат принципам плоского дизайна.

Но постепенно дизайнеры стали уходить от слишком простых решений, пытаясь найти некое компромиссное решение между флэтом и скевоморфизмом. В результате появился новый стиль, который некоторые дизайнеры называют Flat 2.0. В элементах дизайна постепенно стали появляться тени, градиенты и даже легкие, почти незаметные структуры. Плоскому дизайну явно не хватает глубины, и дизайнеры начали использовать гибридные подходы. Например, визуально располагать элементы на разных уровнях, экспериментировать с оттенками и тенями. Другим часто используемым примером гибридного подхода является использования во флэте не только значков и плоских иллюстраций «под вектор», но и фотографий.

Очень много для продвижения Flat 2.0 сделала компания Google. Гайдлайн Material Design – это попытка создать новый визуальный язык, объединяющий плоские и объемные элементы дизайна. Рекомендации Google очень подробны и следовать им легко и просто. При этом Google не настаивает на жестком соблюдении всех правил, изложенных в гайдлайне – дизайнеры могут экспериментировать, создавая свои оригинальные проекты, где могут сочетаться самые разные элементы.

ВЫВОД

Сегодня Flat 2.0 находится на стадии формирования, но уже вполне различимо направление, в каком будет развиваться этот стиль. Существенных изменений не предвидится – законодатели мод Google, Apple и Microsoft не собираются отказываться от флэта. Если изменения и будут, то незначительные – появятся новые подходы, кто-то придумает интересную «фишку», продолжатся попытки взять самое лучшее из скевоморфизма. Но в глобальном смысле ожидать чего-то действительно нового не приходится – плоский дизайн тренд долговременный и сместить его с завоеванных позиций сможет только стиль, наилучшим образом отвечающий новым технологиям, которых пока еще нет.

Слово "flat" в переводе с английского означает "плоский". С момента появления так называемый Flat design вот уже на протяжении нескольких лет продолжает удерживать свои позиции, занимая лидирующие места на рынке.

С чего все начиналось

Веб-дизайн со времен своего появления менялся большое количество раз. Он прошел длинный путь от простых и скучных элементов до трехмерных, выпуклых и почти материальных. Это легко можно заметить на примере изменения внешнего вида операционной системы Windows. Визуальная составляющая развивается параллельно с развитием технологий. Но ее новые тенденции указывают, скорее, на возврат к минимализму и простоте.

От скевоморфизма к Flat design

Стилем, предшествующим плоскому, был скевоморфизм. Он очень долгое время являлся основным трендом в дизайне. Скевоморфизм - это псевдообъемный стиль, все элементы которого имитируют внешний вид реальных предметов (записная книжка, будильник), с помощью теней, натуральных текстур и прочего. Его яркие примеры встречались в ранних интерфейсах смартфонов. Он начал утрачивать свои позиции после 2010 года, когда дизайнеры крупных компаний стали смотреть в сторону упрощения и при разработке пользовательских интерфейсов стали избавляться от главной черты скевоморфизма - трехмерности.

Отличным наглядным примером различия стилей, может послужить фото, приведенное ниже. Изображение слева представляет собой плоский дизайн, а справа - скевоморфизм.

Характерные черты плоского стиля

Flat представляет собой двухмерный стиль. В нем абсолютно отсутствуют визуальные эффекты, такие как плавные переходы цвета, тени, объемные текстуры. Одним словом все, что делает изображение трехмерным.

Основную информативность несут в себе иконки (Flat design icon). Они должны быть максимально понятны пользователю, если речь идет о приложениях для смартфонов. Для сайтов же иконки являются главными элементами, отражающими его специфику и информационный посыл. Как правило, они представлены в виде простых геометрических фигур, круга или квадрата, с характерным условным изображением.

При разработке Flat-дизайна внимание уделяется и цветовой гамме. Она должна быть монотонна, не навязчивая и не отвлекающая пользователя. Чаще всего используется один чистый цвет и несколько контрастных оттенков. Кстати говоря, есть множество интернет-сервисов с наборами Flat design colors, которые можно использовать, скопировав hex-коды понравившихся цветов.

Не менее важна и такая вещь, как типографика (текст). За счет общей упрощенности текстовая составляющая особенно выделяется. Значит, она должна быть читабельной и не противоречить общей стилистике. Это будет зависеть от удачного выбора шрифта и его цвета.

Примеры Flat design

Начнем с того, что в плоскую сторону поменялись значки очень многих известных интернет-ресурсов и социальных сетей. Не так давно гиганты Google и YouTube тоже поменяли свое оформление на плоское. Операционная система Windows, начиная с восьмерки, полностью отказалась от всех признаков объема в иконках, которые радовали глаз некоторых пользователей в предыдущих версиях, и стала придерживаться Flat design. Ее примеру последовали и разработчики мобильных приложений для iOS и Android.

Широко используют преимущества Flat дизайна одностраничные сайты (лендинги), для которых решающую роль играет не вычурный внешний вид, а функционал и читабельность.

Эволюция плоского дизайна

Поначалу Flat design действительно был абсолютно плоским, что создавало определенные трудности для пользователей, привыкших к выпуклым кнопкам. Если в скевоморфизме кликабельность кнопок была сразу заметна, то в первых вариациях плоского дизайна определить интерактивность элементов не всегда получалось с первого раза.

После того как компания Microsoft выпустила Windows 8, оформленную в плоском стиле, не все пользователи смогли сразу разобраться с новым интерфейсом и на какие иконки они могут кликнуть. Внешний вид элементов никак не указывал на возможное взаимодействие с ними. Такой дизайн был удобным, скорее, для мобильных приложений, которые и подхватили эту идею. И первыми это сделала компания Apple в оформлении iOS 7.

Однако Flat design не стоит на месте и развивается в сторону усложнения. На сегодня он все чаще выглядит как полу-плоский дизайн или, как его еще называют, Flat 2.0. В нем стали появляться эффекты глубины, тени, градиенты. Глубина в плоском дизайне достигается путем расположения элементов на разном уровне или под углом.

Как бы там ни было, стиль на пике популярности и очень востребован. Так что, если вы планируете оформлять свой сайт, можете смело делать выбор в пользу Flat дизайна. А если вам необходимы какие-то недостающие элементы для вашего сайта, то в интернете вы сможете найти огромное количество Free flat design UI-элементов (бесплатные для скачивания), например иконки, шрифты, шаблоны и другие необходимые составляющие пользовательского интерфейса.

Плюсы и минусы стиля

Вне всяких сомнений, в современном стремительном ритме жизни такой неброский информативный стиль более удобен, чем его предшественник. Flat дизайн имеет ряд неоспоримых преимуществ.

К самому главному, пожалуй, относится быстрая загрузка веб-страниц. Сайты, использующие плоский дизайн, открываются гораздо быстрее, чем те, которые перегружены анимацией и другими тяжелыми объектами. Особенно важно время загрузки для SEO-оптимизации и продвижения сайта в топ.

Упрощенный внешний вид способствует читабельности текста и позволяет концентрировать внимание на основном контенте.

Оформление выглядит гармоничным и целостным, что создает общее приятное впечатление.

Ничто не может быть идеальным и Flat design не исключение. При всей своей кажущейся простоте разработать действительно удачный плоский веб-дизайн не так то просто. Есть вероятность сделать его скучным и непривлекательным. Или наоборот, перемудрить с оформлением и забыть о функциональности. Главная задача при разработке Flat-дизайна, это выдержать идеальный баланс между красотой и удобством пользования.

Рассказать друзьям